Музеи педагогические

Музеи педагогические
   — учреждения культуры, осуществляющие сбор, изучение и хранение памятников культуры и документов в сфере образования и педагогики.
   В России до 1917 М.п. создавались при учебных округах, дирекциях и инспекциях народных училищ, учреждались земствами и городскими органами самоуправления, просветительными обществами и частными лицами. М.п. организовывались в крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара и др.). Деятельность М.п. осуществлялась в двух направлениях: организация постоянных педагогических выставок и комплектование подвижного фонда, материалы которого выдавались во временное пользование учебным заведениям и отдельным лицам. При крупных М.п. создавались библиотеки, производственные мастерские, книжные склады, литературно-издательские отделы, справочное бюро и др.
   Одним из первых М.п. не только в России, но и в мире был М.п. военно- учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в Петербурге. Созданный военным ведомством для разработки методических вопросов при перестройке кадетских корпусов и военных гимназий, музей превратился в научный центр, разрабатывающий актуальные вопросы педагогической науки. Деятельность музея строилась на общественных началах. С музеем сотрудничали Н.А. Корф, Д.Д. Семёнов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, И.И. Паульсон, П.Г. Редкин, К.К. Сент-Илер и др. Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений. С 1865 организовывались педагогические выставки. Во время 1-й Всерос. политехнической выставки (1872) музеем были открыты временные курсы для учителей начальных школ и инспекторов народных училищ; издан каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальной и средней школы (своеобразная энциклопедия наглядных средств обучения). В 1890 впервые организована Выставка детских игрушек, игр и занятий. Педагогический отдел музея внёс значительный вклад в изучение наследия Я.А. Коменского и Д.К. Ушинского.
   Деятельность музея получила известность не только в России, но и за рубежом. На Брюссельской гигиенической выставке гигиенический отдел музея отмечен высшей наградой. Участники Парижской географической выставки (1875) высоко оценили деятельность географического отдела музея и рекомендовали во всех государствах учредить М.п. по его образцу.
   Музей организовывал публичные лекции И.М. Сеченова, Н.М. Пржевальского, Лесгафта, С.М. Соловьёва. Н.X. Весселя и других учёных, народные чтения. Ежегодно лекции посещали св. 100 тыс. слушателей. При музее работали "Общедоступные музыкальные классы", в которых преподавали Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев. В 90-х гг. 19 в. музей выступил инициатором и организатором всероссийских педагогических съездов. Однако независимый от МНП, музей был постоянно объектом нападок чиновников. После 1917 музей вошёл в число научно-педагогических учреждений Наркомпроса РСФСР.
   С 90-х гг. 19 в. широкую известность получили подвижные М.п., создаваемые по инициативе общественности. В 1892 осн. Петербургский подвижной музей наглядных пособий (с 1894 - при Комиссии по техническому образованию Русского технического общества); в его работе участвовали деятели внешкольного образования (Н.А. Рубакин, М.В. Новорусский и др.). После 1917 музей некоторое время функционировал как Центральный внешкольный педагогический музей.
   В 1903 создан один из крупнейших М.п. при Московском университете (на базе коллекций, переданных в дар профессорами университета Н.А. Умовым, Д.Н. Анучиным, Р.Ю. Виппером и др.; в фонде насчитывалось св. 3 тыс. предметов). В 1908 музей передан учебному отделу Общества распространения технических знаний.
   Большую известность имел Киевский педагогический музей (осн. в 1902 при управлении Киевского учебного округа).
   Число подвижных музеев быстро росло (с 10 музеев в 1900 до 67 в 1903). Наиболее известны музеи: Новоузенский (1901), Казанский (1902), а также уездные музеи - Можайский, Волоколамский, Рузский, Серпуховский, Подольский, Коломенский, Звенигородский, Московской и Курской губерний и др. В 1910-12 земства предложили использовать М.п. для организации внешкольного и профессионального образования на местах.
   После 1917 М.п. оказывали содействие школьному и внешкольному образованию, вели методическую работу с учителями и учащимися. При них комплектовались библиотеки, организовывалось абонементное пользование наглядными пособиями, работали различные комиссии, кружки. К концу 30-х гг. почти все М.п. прекратили существование, до 1941 действовал Музей по народному образованию в Москве, до 1962 - в Ленинграде.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 150-151)
   См. также Музеи, Музеи школьные
   Ч30е(2)л6

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Музеи педагогические" в других словарях:

  • МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — ведут сбор, науч. изучение и хранение, в т. ч. в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и пед. деятельности. В дорев. России М. п. создавались при уч. округах, дирекциях и инспекциях нар. училищ, учреждались …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Музеи — (греч. museion место, посвящённое музам, храм муз; от musa муза)     учреждения культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. М. удовлетворяют познавательные и образовательные потребности личности …   Педагогический терминологический словарь

  • Музеи школьные —     форма образовательной деятельности учащихся; осуществляется под руководством педагогов в результате поисково образовательной деятельности. В М.ш. учащиеся собирают и изучают памятники истории, культуры, природы родного края.    В России в 19… …   Педагогический терминологический словарь

  • Музеи — (museum, μουςειον) так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т. е. науке, поэзии и искусству. Такие М. были в Афинах, Трезене, Стагире, Пергаме, Антиохии, Византии; но самым величайшим М. в древности был… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИЗДАТЕЛЬСТВА УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — выпускают учебники, все виды уч. пособий, справочники и словари, указатели, худож. и науч. произведения, включённые в уч. программы, а также пед. и просветит. книги, журналы и др. периодич. издания. В России до 1917 уч. пед. лит ру выпускали разл …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Рерих, Елена Ивановна — Елена Ивановна Рерих Елена Рерих в Наггаре (Индия), ок. 1940 года …   Википедия

  • Рерих, Николай Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рерих. Николай Рерих Николай Рерих (1940 …   Википедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

  • Всесоюзная пионерская организация —         имени В. И. Ленина, массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков в возрасте 10 15 лет. Практическое руководство деятельностью В. п. о. по поручению КПСС осуществляет ВЛКСМ. Коммунистическое воспитание пионеров… …   Большая советская энциклопедия

  • Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»